Улица Катерников

 Улица Ка́терников — улица в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Меридиональная улица в историческом районе Юго-Запад и жилом районе Балтийская жемчужина. Проходит от проспекта Героев до Петергофского шоссе. Пересекает Матисов канал по мосту. 

Улица получила название 10 ноября 1985 года в честь экипажей торпедных катеров, защищавших Ленинград во время блокады. Как и у многих улиц Красносельского и Кировского района название связано с памятью о Великой Отечественной войне.

Фотографии от 10 октября 2016 года

 В годы Великой Отечественной войны катера советского Военно-морского флота вели борьбу с подводными лодками противника, защищали свои коммуникации и нарушали вражеское судоходство, несли дозорную службу, выполняли минные постановки, принимали участие в высадке десантов, наносили удары по кораблям и судам врага в его базах и т. д. Катерники совершили несколько тысяч боевых выходов, провели свыше двухсот боев, уничтожили и повредили около 100 кораблей и транспортов противника. Сами же они потеряли 54 боевые единицы.

 Боевой торпедный катер на бетонном постаменте, символизирующем морскую волну, стоит на улице Гидростроителей. Место было выбрано потому, что здесь, в районе бывшей базы Литке, в войну базировались торпедные катера.

 

 Памятник в честь моряков-катерников, защищавших Ленинград в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., установлен в 19 квартале Кронштадта. Памятник представляет собой отреставрированный боевой торпедный катер "Комсомолец", установленный на бетонном постаменте, выполненном в форме морской волны. 

 На Ладоге было два дивизиона малых охотников и они оказались просто незаменимы - они водили караваны барж с грузами для Ленинграда, сопровождали конвои с эвакуируемыми, несли дозорную службу, высаживали разведчиков и диверсантов в тыл противника. Они принимали участие в боях с кораблями вражеской флотилии. 25 августа 1942 г. «МО-206», «МО-213» и «МО-215» захватили у острова Верккосари финский катер. В ночь на 9 октября 1942 г. «МО-175» и «МО-214» приняли неравный бой против 16 БДБ и 7 СКА противника, которые планировали обстрелять остров Сухо. Активно используя дымзавесы, им удалось сорвать планы противника. К сожалению, в этом бою «МО-175» погиб почти со всем экипажем. Три моряка попали в плен. «МО-171» отличился 22 октября 1942 г. при обороне острова Сухо от десанта. Двум советским кораблям и трёхорудий-ной батарее на острове противостояли 23 корабля противника, но их атаки были отбиты, и десант сброшен в воду Ладоги. После этого активность действий вражеской флотилии резко снизилась. Наша флотилия продолжала наращивать темп перевозок. Это позволило накопить резервы и в январе 1943 г. прорвать блокаду.

 Ещё не закончился ледоход, а катера уже были спущены на воду и начали несение дозорной службы. Немцы надёжно блокировали наш флот в «Маркизовой луже» - в 1943 г. ни одной советской подлодке не удалось прорваться на Балтику. Основная тяжесть защиты наших коммуникаций легла на экипажи торпедных катеров, бронекатеров, тральщиков и малых охотников. Бои проходили ежедневно и велись с большим ожесточением: противник старался большими силами атаковать наши конвои, активно использовал авиацию и вёл минные постановки на наших фарватерах. Например, 23 мая 1943 г. «МО-207» и «МО-303» отразили нападение тринадцати финских катеров. Об этом бое даже было рассказано в сводке Совинформбюро. Ожесточённое сражение произошло 2 июня между пятью финскими катерами и шестью катерами МО. 21 июля четыре финских ТКА атаковали два МО, но врагу не удалось потопить ни один из них. Финны были вынуждены отступить. Немецкий историк Ю.Майстер отмечал: «Благодаря достаточной численности и повышенной бдительности советских эскортных кораблей, удалось провести лишь относительно небольшое число атак. По той же причине пришлось отказаться от минирования в широком масштабе русских путей подвоза на Лавенсаа-ри и Сескар».

http://topwar.ru/33943-malye-ohotniki-mo-4-moshki.html

 Недалеко от Морского вокзала на Васильевском острове, на территории выставочного комплекса «Ленэкспо», привлекает внимание постамент, на котором гордо застыл небольшой торпедный катер. Это памятник всем торпедным катерам, экипажи которых участвовали в боевых действиях на Балтике во время войны.

Катера типа «Комсомолец» активно использовались для обороны Ленинграда и при снятии блокады города. Памятник на территории «Ленэкспо» установили в 1973 году. Это настоящий торпедный катер, с которого сняли все навигационные системы, зато оставили торпедные аппараты и стрелковое вооружение. Во время войны им командовал лейтенант Алексей Иванович Афанасьев. Он прославился тем, что в первом же бою на Балтике в 1941 году потопил крупный вражеский транспорт, на борту которого находились войска и важные грузы. В течение последующих нескольких месяцев экипаж Афанасьева наводил ужас на немецких моряков. А в 1942 году за образцовое выполнение боевых задач Александру Ивановичу присвоили звание Героя Советского Союза.

Монумент создал архитектор А.Г. Травников. Торпедный катер стоит на гранитном постаменте, высоко подняв нос. Это не художественная задумка автора – во время движения суда типа «Комсомолец» развивали огромную скорость и их передняя часть высоко поднималась над водой.